Cybid Slibar

Предназначена для анализа ДТП при помощи комплексного графического метода профессора Альфреда Слибара. Наиболее часто применяется при моделировании ДТП с пешеходами и (или) велосипедистами (мотоциклистами).

Cybid Slibar

О программе

Компьютерная программа, предназначенная для моделирования и (или) реконструкции ДТП при помощи метода профессора Альфреда Слибара, которая дает возможность определить место, в котором произошло столкновение в следующих ситуациях:

  • наезд автомобиля на пешехода;
  • удар автомобиля в мотоцикл (велосипед);
  • удар велосипеда (мотоцикла) в неподвижное препятствие.

Метод А. Слибара широко описан в литературе, является относительно простым методом с точки зрения расчетов. Однако проведение моделирования и (или) реконструкции ДТП с использованием этого метода традиционным способом очень трудоемкий процесс. Существует также большая доля риска совершить ошибку лицом, проводящим такую экспертизу.
Применение программы Cybid Slibar снижает количество ошибок и необходимость рутинной работы. Кроме того, программа учитывает дополнительный критерий, которым является изменение положения тела пешехода относительно автомобиля после наезда, который не был сначала учтен А. Слибаром. Также программа расширяет спектр возможностей экспертизы ДТП с участием мотоциклов (велосипедов).

ДТП с наездом автомобиля на пешехода

Метод проф. А. Слибара разрабатывался для проведения экспертизы ДТП с наездом автомобиля на пешехода. В этом случае программа учитывает следующие критерии:

  • Первым критерием, который учитывает программа Cybid Slibar, является длина тормозного пути автомобиля с момента наезда на пешехода до полной остановки. В современных автомобилях, оснащенных системой ABS на мокрой либо заснеженной поверхности, чаще всего не остаются следы торможения, которые делают возможным провести непосредственные измерения тормозного пути. Вместо этого, программа основывается на заданном пользователем среднем значении замедления автомобиля, которое можно выбрать на основании вида и состояния поверхности проезжей части, а также технического состояния автомобиля. Величина среднего замедления может быть задана как ожидаемое значение и возможное отклонение в процентах либо как интервал значений (предельные значения).

  • Вторым критерием является значение продольного отброса пешехода. В этом случае программ учитывает методы, описанные:

    • Elsholza;
    • Stürtza - Appela – Gotzena;
    • Kühnela;
    • Schulza;
    • Берлинским техническим университетом.

    Возможность выбора доступных в определенном случае методов зависит от указанного раньше вида кузова автомобиля, принимающего участие в наезде. Данные правила предполагают так называемый полный удар, когда пешеход всей поверхностью тела контактирует с фронтальной частью автомобиля. Угловой удар и случай, когда на высокой скорости пешеход перелетает через ТС, не рассматривается.

  • Третьим критерием, который учитывает программа, является площадь разброса осколков переднего ветрового стекла и (или) стекла передних фар автомобиля. Для каждой из этих площадей можно задать независимые параметры, если они были обнаружен на месте происшествия:

    • положение начала площади;
    • положение середины площади;
    • положение конца площади;
    • длина площади.

    Доступные в литературе правила, на которых основывается программа, не учитывают разброса осколков клееного оконного стекла и пластиковых осколков рассеивателей фар.

  • Следующим критерием, который учитывает программа, является положение тела пешехода. Это ценный критерий, так как точку удара головы пешехода о кузов автомобиля можно легко установить.
    В программе предусмотрены такие факторы как снижение положения головы пешехода, вызванное разной скоростью движения, а также «ныряние» передней части автомобиля вследствие торможения.
    Итог этого исследования может быть представлен в виде диаграммы минимальной скорости наезда, результатом которой является определение положения тела пешехода после наезда, или функция регрессии с учетом неточностей.
  • Последним критерием, учитываемым программой в анализе каждого из случаев, может быть задан критерий непосредственно пользователем.
    Пользователь может ограничить возможные решения независимо от выбранного отрезка времени или пути, опираясь на известные зависимости, не учтенные первоначально программой.

ДТП с участием автомобиля и велосипеда (мотоцикла)

Программа Cybid Slibar пользуясь аналогичным методом, что и в случае наезда автомобиля на пешехода, позволяет исследовать ДТП с участием автомобиля и мотоцикла (велосипеда). В этом случае, помимо уже рассмотренных критериев «тормозной путь», «разброс осколков стекла» и «критерий пользователя», используются:

  • Одним из критериев при производстве экспертизы ДТП с участием автомобиля и велосипеда (мотоцикла) является отброс водителя или пассажира. Пользователь может независимо ввести конечное послеаварийное положение водителя или пассажира и (или) длину пути его движения, если такие следы обнаружены на месте ДТП. Программа обладает возможностью выбора одежды для мотоциклистов (велосипедистов), на основании которой можно подобрать соответствующий коэффициент трения между перемещающимся телом и дорогой.

  • Следующим критерием является отбрасывание двухколесного ТС. Пользователь может независимо ввести конечное послеаварийное положение мотоцикла (велосипеда) и (или) длину пути его движения, если такие следы обнаружены на месте ДТП. Программа имеет встроенный каталог разного покрытия, на основании которого можно подобрать соответствующий коэффициент трения с дорогой перемещающегося велосипеда (мотоцикла).

ДТП с ударом мотоцикла (велосипеда) о препятствие

Программа также позволяет провести похожую экспертизу ДТП с ударом велосипеда (мотоцикла) в неподвижное препятствие. В этом случае, помимо уже рассмотренных критериев «отбрасывание водителя (пассажира)», «разброс осколков стекла» и «критерий пользователя», используется критерий «деформация мотоцикла (велосипеда)»: пользователь может независимо вводить, как сокращение полной длины мотоцикла, так и сокращение его колесной базы.

Результат экспертизы ДТП

В соответствии с поговоркой, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, особенное внимание уделено выводу данных из программы Cybid Slibar. Основным результатом работы программы является диаграмма дорога-скорость, на которой в виде цветных поверхностей обозначены возможные скорости и положение места столкновения, вытекающие из проведенного исследования по ряду критериев. Особенным образом обозначена поверхность, на которой исполнены все заданные критерии, т.е. правильный результат экспертизы.
Построенную таким образом диаграмму можно печатать непосредственно из программы. Имеется возможность просмотра страницы перед распечаткой. Диаграмму можно перенести из программы в графический файл либо в буфер обмена. Благодаря этому, можно пользоваться ею в других программах, работающих в среде Microsoft® Windows™, например, размещение файла в документе, созданном в Microsoft® Word™.
Как дополнение к графической диаграмме, программа делает возможным автоматическое построение заключения, включающего следующую информацию:

  • графическую схему анализируемого ДТП;
  • описание ДТП;
  • принятые данные;
  • объем поиска;
  • принятые данные;
  • нумерованное описание результата проведенного анализа.

Построенное таким образом заключение можно непосредственно печатать или записать в файле. Содержание заключения затем можно редактировать в программе, работающей в среде Microsoft® Windows™, такой как Microsoft® Word™.

Заявка на демо-версию

Демо-версия программы предоставляется только экспертным организациям или частным экспертам. Для получения демо-версии отправьте на почту mail@sudexa.ru какой-либо документ, подтверждающий ваш статус экспертной организации или частного эксперта.